Занятия по методике Монтессори мы проводим дома. Данная методика может сочетаться с любой другой и этим она уникальна. Дети независимо от пола любят занятия в стиле Монтессори. Даже если родитель не изучал основы методики специально, сможет оценить ее прелесть, легкость в применении дома после прочтения этой статьи.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Знакомство ребенка с цветом
- Развитие тактильных ощущений у дошкольников
- Развитие стереогностического чувства
- Развитие вкуса обоняния и слуха
Занятия по методике Монтессори
Первую часть “Домашней школы Монтессори” мы обыграли, когда Александру было 2 года 9 месяцев. При этом я собиралась сделать небольшой перерыв и начать игры по 2 части, но мое внимание переключилось на 100+ интересующих ребенка вещей и….вот мы подошли к этому только сейчас в 3 года 6 месяцев.
Что меня сподвигло к этому именно сейчас? Я перечитала книгу “Раннее развитие: лучшие методики и игры” и дойдя до темы сензитивных периодов с ужасом обнаружила, что некоторые из этих периодов вот-вот закончатся. А ведь как известно, их нельзя ни остановить, ни искусственно продлить или отодвинуть. Достала я нашу помощницу “Книга-Мечта о домашней школе Монтессори для тех кому от 2 до 4” и начала готовиться к занятиям.
Приобрести ее можно в Лабиринт
Материалы Монтессори достаточно дорогие, на мой взгляд имеет смысл их покупать если открываешь свой центр по методике или хотя бы имеешь троих детей и знаешь, что все они будут ими пользоваться. Конечно в домашних условиях не так легко сделать материалы похожие на покупные, тем не менее кое что всё же придумать можно.
Знакомство ребенка с цветом
Книга предлагает 3 занятия для знакомства ребенка с цветом. Мы с Александром прошли комплект 100 цветов раз 10, а начали его изучение когда ребенку было 3,5 месяца. Детки сохраняют информацию на подсознательном уровне, и если эту самую информацию не повторять, то она успешно там и остается – в подсознании . Я не считаю время потраченное на эти игры потраченным впустую, наоборот, советую мамам деток нашего возраста достать цветные карточки и поиграть с ними еще не раз.
По методике Монтессори предполагается, что мама выкладывает цвета, затем показывает как подобрать к ним пары. Эту часть мы не делали, она действительно была бы лишней для Александра. Чтобы не покупать цветную бумагу, не обклеивать таблички, я решила приобрести разноцветные материалы, которые можно разложить парами. В магазине были подходящие цветочки. Выложив цветы на стол, перемешала и восхитилась какая красивая разноцветная полянка у нас вышла. Но ведь у каждого цветочка есть близнец , и я предложила Александру отыскать цветы-пары. Он достаточно легко справился с этим заданием.
Теперь усложним занятие. Не объясняя названий карточек из набора 100 цветов, я раскладываю их на столе, а сама сажусь поодаль. Говорю ребенку, что у всех цветочков есть домики, которые такого же цвета как и они сами, но цветочки потерялись и нужно помочь им вернуться домой. Даю Александру по 1 цвету и он сам относит их на нужную карточку. Это так называемые “игры на расстоянии” по методике Монтессори. С этой задачей Александр также справился хорошо.
После этого я обратила внимание ребенка, что у нас присутствуют оттенки красного, желтого, синего, зеленого и спросила если он помнит как называются все эти цвета? Затруднение вызвало 3 карточки, но сам ребенок был доволен и горд собой, что остальные назвал правильно.
После окончания игр на протяжении всей недели, я клала материалы на полку на уровне глаз Александра. Он мог брать материалы и, как положено в методике Монтессори – играть и развиваться самостоятельно. Некоторые материалы произвели на сына бОльшее впечатление, некоторые меньшее, но совершенно точно что они были им востребованы. С цветами Александр делал полянку подбирая цветы на свое усмотрение, а потом дарил их мне
Расширение словарного запаса (с цветными табличками)
Здесь мы пошли совсем простым путем, кроме набора 100 цветов нам вообще ничего не понадобилось. Я выбрала основные цвета и их оттенки заранее и показала на 1 примере как цвета распределяются от темного к светлому. Из остальных карточек выбрала основные цвета и предложила Александру подобрать к каждому из них оттенки. Мой мальчик разложил всё правильно, в произношении понятий “темный, светлее и самый светлый” на первом этапе ему понадобилось немного помощи.
Сначала карточки были выложены на столе:
И тут ребенок заметил, что не хватает оттенков оранжевого, фиолетового, белого и черного. От белого и черного отговорить удалось, а вот с остальными цветами……кто сказал, что должен быть только темный, светлее и самый светлый? . У нас от темного до самого светлого было мноооого оттенков!
Это Александр делал сам, я просто сидела и наблюдала. При этом он выбирал карточки, называл их, рассуждал вслух какая из них темнее или светлее, как их нужно подвинуть, чтобы все поместились. В общем, моему ребенку такие занятия нескучны, ему и мама в них не нужна .
Раньше я уже писала в какие игры мы играем с развивающими карточками.
Развитие тактильных ощущений у дошкольников
Мне нужно было сделать 3 дощечки. Первая из них наполовину гладкая, на вторую половину наклеена наждачная бумага. Сначала я сама провела по дощечке пальцами и сказала где гладкая, а где шершавая поверхность. Затем попросила тоже самое сделать Александра.
Вторая дощечка чередует гладкую-шершавую поверхность. При этом наждачка здесь должна быть одинаковая. В данном случае также как и в первом, сначала я провожу по дощечке пальцами и сообщаю где гладкая, где шершавая. Затем прошу ребенка сделать тоже самое.
На третью дощечку наклеивается шершавая бумага от более шершавой до менее шершавой. Александр проводил по каждой из полос пальчиками и произносил гладкая, шершавая, еще шершавее, самая шершавая.
Вот такой набор для развития тактильных ощущений я смогла сделать сама в домашних условиях.
Я бы сказала, что эти дощечки вызвали у моего ребенка меньше всего интереса. Во время занятия он полностью участвовал, но после Александр их не брал для игры.
Как-то утром я увидела следы зубов на одной из дощечек и поинтересовалась кто это кусал ее? На что получила ответ:
– Мама, а ведь дерево твердое!
Что же, это тоже познавательный опыт .
Утончение тактильных ощущений
А вот этот материал надолго занял моего сына. Я старалась покупать ткани несильно отличающихся цветов, это не совсем получилось, пришлось исходить из ассортимента имеющегося в магазине. Сначала мы разложили ткани по парам, то есть нашли одинаковые по текстуре лоскуты. Каждый из них мы ощупывали, старались запомнить название. Для этого на обратной стороне я приклеила бумажную бирочку с надписью.
Затем по методике Монтессори предлагается проводить занятие с повязкой на глазах. Это был первый раз, когда я закрыла глаза ребенку и у него просто началась паника, аж до слез. Он еще два дня после этого вспоминал происшедшее и просил больше никогда так не делать….Так что играли мы только с открытыми глазами.
Александр брал кусочки ткани для самостоятельной игры в течении 3 дней после знакомства с ними. Больше всего на ребенка произвели впечатление лайкра и костюмная ткань. Вот так это выглядело (мама подкралась с фотоаппаратом):
Как и положено в методике Монтессори, мы включили в занятия вещи из повседневной жизни. Я доставала одежду из моего, папиного и детского шкафов. Вот мамины брюки из льна, джинса и полиэстера. Александр трогал, определял название ткани и подбирал пару из наших лоскутов:
Развитие стереогностического чувства
Скажу честно, что не знаю насколько нам удалось выполнить первое занятие по методике Монтессори. Во-первых, орехи должны были быть в скорлупе. Но у нас такие купить очень сложно, кроме миндаля я в скорлупе ничего не нашла. Во-вторых, предлагается взять орехи разного размера: грецкие, кедровые, фундук, земляные и так далее. У нас за счет того что орехи были почищены, они практически одного размера. И в-третьих, сортировку орехов ребенок должен проводить с закрытыми глазами, а Александр от этого категорически отказался. Поэтому продумав всё заранее, я изменила ход занятия.
- Орехи выложены в менажнице, каждый вид в своем отделении. Я предлагаю Александру прочитать подготовленную мною книгу об орехах. Ребенок читает книгу и определяет “на глаз”, а точнее сравнивая с информацией в книге, название орехов стоявших перед ним.
Книгой я с удовольствием делюсь со своими подписчиками. В ней описаны только присутствующие у нас орехи: грецкий, фундук, кешью, миндаль, фисташка. Я сфотографировала несколько ее страниц до сборки, чтобы вы могли понять если она подойдет по уровню восприятия вашим деткам.
Итак, каждый определенный ребенком орех мы берем, трогаем, говорим о его форме и пробуем на вкус. От тестирования грецких орехов Александр отказался, все остальные попробовал не в одном экземпляре .
Затем я взяла миску и выложила в нее содержимое менажницы, хорошенько перемешав. Задача ребенка была брать орехи по одному тремя пальчиками, называть каждый и сортировать по отделениям. Скажу честно, что когда я подготавливала орехи, была уверена, что Александр будет их пересчитывать, поэтому положила их все по 30 штучек. Но я ошиблась, его интерес занял сам материал и до счета дело не дошло. Тем не менее, ребенку пришлось произнести каждое название 30 раз, что естественно привело к запоминанию названий каждого вида ореха.
Затем я спросила у Александр если он хочет увидеть орешки в скорлупе? Интерес был на пике и конечно он хотел не только их увидеть, пощупать, но и расколоть! Я предоставила ему такую возможность, колоть их он не уставал!
С удовольствием делюсь книгой с моими подписчиками. Заполните пожалуйста форму ниже и на ваш эл. адрес автоматически будет отправлено письмо со ссылкой для скачивания. Если в течении 10 минут вы не получили письма, проверьте пожалуйста папку Спам.
- Следующее занятие вызвало больше всего эмоций. Играли мы в воскресенье, а это в нашей семье “английский день”. Более подробно об этом можно прочитать в категории билингвизм. Ну а почему бы не поиграть по методике Монтессори на английском? И папу нашего пригласили в игру, втроем ведь веселее.
Итак, в мешочек я положила несколько мелких предметов. Нужно нащупать предмет в мешочке и назвать его, или скорее предположить что это за предмет. Есть несколько вариантов этой игры:
Первый раз я сделала именно так. Сложила предметы в мешочек и сначала я, затем Александр, а потом уж и папа доставали предметы. Было очень весело так как Александр решил выступить в роли учителя для папы и контролировал, чтобы тот всё делал правильно. Вот что у нас было в мешочке:
Когда круг игры был закончен Александр потребовал еще один раунд. Я на скорую руку собрала еще предметы:
На этот раз я не доставала предметы предварительно, каждый должен был определить их на ощупь. Игра прошла ещё веселее, Александра впечатлила щёточка для макияжа. Меня же удивило, что он определил правильно почти все предметы на ощупь .
А мой мальчик придумал свой вариант занятия. Александр стал складывать в мешочек свои машинки и определять их марку на ощупь. Ему было весело .
О том как мы изучали марки машин, написан отдельный пост.
Развитие вкуса обоняния и слуха
Очень интересная тема, её можно проводить намного раньше нашего возраста и можно повторять периодически позже дополняя материалы. У нас подобное занятие проходило впервые и мне очень понравился интерес Александра.
Развитие вкуса
Взяла 8 стаканов и добавила в них попарно сахар, соль, лимонный сок, черный перец. Сначала мы поговорили о наших органах чувств (также как это сделано на видео внизу) язык, глаза, нос, уши. Александр правильно объяснил все функции данных органов и мы отправились в первое путешествие – страну вкусов.
Ребенок попробовал сначала сладкую воду и определил ее – СЛАДКАЯ. На вопрос о том чем мы можем подсластить воду? Он ответил: конфетами, тортом, сахаром . Чтобы подобрать парный стакан со сладкой водой ему пришлось попробовать все вкусы из парных стаканов. Было очень интересно за этим наблюдать, во-первых, ребенок был заинтригован таким занятием, во-вторых, обескуражен разницей вкусовых ощущений. Он легко определил и нашел пары соленого, горького и кислого вкусов.
Развитие обоняния
Вторая игра была на определение запахов. Три пары темных тюбиков я попарно заполнила корицей, чесночным порошком и мятой. У меня были и другие подготовленные запахи, но это был первый наш опыт и я хотела, чтобы запахи сильно отличались друг от друга. Открыла первую крышку, показала как нужно нюхать, дала Александру и предложила найти пару из соседнего ряда. Найти пару не составило труда, а вот определить источник запаха….хотя не на столько уж и ошибся мой ребенок. Его предположения:
Мята – какая то трава, корица – шоколад, чесночный порошок – какой то овощ.
Затем я заинтриговала ребенка сообщив ему что дам понюхать что-то, что никому не даю в руки ….и выставила перед ним флаконы моих духов.
Александр сразу же хотел брызгать из флаконов. Вот еще один новый опыт для него – чтобы узнать запах духов нужно понюхать крышечку флакона. Ребенок перенюхал все по несколько раз . На вопрос какие духи ему больше всего понравились, Александр показал на все. А вот на вопрос, какие духи ты бы подарил маме? Он выбрал Champs-Elysees (Guerlain).
Развитие слуха
Для звукового ряда мне не удалось найти подходящей емкости по нормальной цене. Можно использовать яйца от киндерсюрпризов, но у нас такие не продаются. Поэтому занятие было проведено с камушками, линейкой, коровьим колокольчиком, палочками трещотками, бубном. Сделала я это именно так как показано на этом видео (можно начинать его смотреть со 2-ой минуты).
Как вы видите дорогие друзья, занятия по методике Монтессори прекрасно проводятся дома. Во время их проведения развиваются важные навыки, на которые многие родители не обращают внимания. Надеюсь, что наш опыт был вам полезен, напомню, что данные занятия были проведены по книге “Книга-Мечта о домашней школе Монтессори для тех кому от 2 до 4”.
TatianaRomero
Виктория, еще раз Спасибо!! Книга-Мечта о домашней школе Монтессори действительно чудесная! Я ее брала даже в магазин. А нам купила, когда я увидела обзор по ней в клубе!
Ваши занятия по методике Монтессори с Александром очень интересные и продуктивные!
Viktoria Soldatova
Спасибо Таня, очень надеюсь, что книга понравилась Икерю. У нее, на мой взгляд, полезна даже первая часть, то есть если родители не занимаются по методике Монтессори, то всё разно есть что в ней почитать .
Алиса
Вот это подготовка! Я тоже занимаюсь с дочкой по методике Монтессори дома, но мы пока ограничиваемся переливанием и пересыпанием. А у вас тут столько всего интересного! Взяла несколько идей и обязательно приобрету книгу, нам она очень пригодится, спасибо .
Viktoria Soldatova
Алиса, мой сын очень любит воду, поэтому всевозможные переливания у нас тоже были . Если я не ошибаюсь, вашей дочке 2,5 года, для ее возраста это самые подходящие занятия по методике Монтессори.
Светлана
Какие же разнообразные занятия по методике Монтессори Вы, Виктория, можете организовать дома! И ребёнку не скучно от такого постоянного обновления, а пользы сколько!