Здравствуйте уважаемые читатели. Сегодня я расскажу вам как в легкой, интересной форме мы учим время на часах. Мой ребенок просто бредил определением времени на часах в течении последних восьми месяцев. А началось всё с того, что я стала предупреждать об окончании его игр (дел, занятий) за пять минут. Исходя из информации педагогов и психологов, мой малыш еще не был готов к пониманию времени и я оттягивала данные занятия как могла. Но видя неподдельный интерес сына к часам, решила попробовать объяснить. Мой сынишка, которому сейчас 3 года 8 месяцев может определить время не хуже меня. Надеюсь, что вам подойдут наши игры и занятия по обучению, они могут быть использованы с детьми более старшего возраста.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Когда можно учить определять время
- Материалы, которые помогли в обучении
- Изучаем циферблат
- Проверочные вопросы
- Учимся понимать время: плакат с распорядком дня
- Учим время на часах по мультфильмам
- Часы из природных материалов
- Римские цифры на цеферблате
Неподдельный интерес ребенка — залог успеха в обучении
Возраст три года прошел красной чертой по характеру моего сыночка. Было такое ощущение, что отметили день рождения и на следующий день начался кризис трех лет. Мне пришлось перестраиваться, подстраиваться, в чем-то даже “ломать” себя. Чтобы избежать капризов из-за окончания игры, я предупреждала об этом за пять минут:
– Александр, через пять минут мы будем кушать, заканчивай игру, пожалуйста. (один из примеров)
Конечно же я понимала, что у ребенка не развито чувство времени, что пять минут это пустой звук. Но повторив это несколько раз я услышала вопрос:
– Мама, а сколько это пять минут?
Я подвела сына к электронным часам и показала сколько на них было времени, он сам высчитал сколько будет если к данным на тот момент минутам прибавить пять. Но ребенок не вернулся к игре, он стоял и смотрел как менялись номера. И когда прошло пять минут, спокойно пришел ко мне и мы стали делать то, что я хотела на тот момент.
Эта картина повторялась несколько раз, как только я предупреждала о пяти минутах, Александр становился напротив часов и наблюдал за ними. Затем у него появилась любимая фраза “через пять минут”, в основном он использовал ее с папой, который звал его что-то делать сразу. Например: “Александр, пойдем домой”, а в ответ: “Через пять минут пойдем”.
Сына стали интересовать все часы, а также время, в которое что-то постоянное должно происходить. Не понимая сколько времени, но чувствуя что уже поздно, он спрашивал у меня:
- Почему папа еще не вернулся с работы?
- Уже пора смотреть вечерний мультфильм?
В общем, думаю понятно, что интерес ребенка к часам и к определению времени был велик, но я всё тянула и тянула с данной темой. Понимала, что определять время на часах — не значит уметь его чувствовать.
Можно ли учить время на часах в раннем возрасте?
Совершенно точно помню, что моя бабушка научила меня определять время в 6 лет. Мой муж говорит, что их учили этому в первом классе школы. Сейчас же во многих садах Доминиканской республики, как в России не знаю, этому учат в 5 лет.
Отдых с ребенком на Карибском море
Отзыв об отеле в Доминикане
Карнавал в нашем учебном заведении
Что же я увидела, когда решила всё-таки дать знания так интересующие моего ребенка? Что с определением времени по часам он справился замечательно в свои 3 года 8 месяцев. Сегодня он может ответить который сейчас час, как вы и я. А что же с пониманием самого времени, которое невозможно потрогать, а если заиграться, то можно и не почувствовать? Работаем с этим по распорядку дня, по словесным поручениям и так далее. Чтобы у ребенка появилось ощущение времени, нужно пройти определенный путь, да мы никуда и не торопимся.
Материалы с которыми учим время
Давайте я вам расскажу как нам удалось разобраться в данном вопросе. Мы учим время используя некоторые материалы, какие-то из них покупные, другие сделала сама и дам вам скачать. Что-то можно заменить, постараюсь дать свои рекомендации.
Одной из главных частей нашего познания времени была книга Галины Петровны Шалаевой “Часы и часики”. Опишу наши занятия подробно, чтобы было понятно по какому пути мы шли в обучении. Думаю, что находчивые мамы смогут организовать данный процесс и без этой книги. Хотя всё же отмечу, что она нам очень понравилась и подскажу, что ее можно скачать на Озон.
Сначала мы узнали какие бывают часы и зачем они нам нужны. Буквально на страницу представлен каждый вид часов, текст крупный и понятный:
- Наручные;
- настольные;
- уличные;
- вокзальные;
- часы в плите;
- на зданиях;
- электронные;
- будильник;
- с кукушкой;
- напольные;
- цветочные (это цветы в Москве на Кутузовском проспекте);
- подводные;
- часы в аэропортах;
- настенные;
- песочные.
Мы достали все мамины и папины часы, ребенок просто ошалел от их количества и блеска, был похож на маленького вороненка. Обошли квартиру и посмотрели какие часы есть у нас. Оказалось, что настенные, электронные, будильник, песочные.
Что такое день и ночь: скачать книжку
Попутно с чтением книги поговорили о том, что такое сутки, из чего они состоят? Из ночи и дня. Недаром говорится: “День и ночь — сутки прочь”. В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. Мы это уже проходили, когда знакомились с глобусом. Александр прочитал стихотворение по теме, оформленное в сделанную мною книжку по Доману.
Вы можете скачать ее бесплатно через эту ссылку. Перед скачиванием просмотрите ее содержание, подойдет ли оно вашему ребенку по возрасту. Если не знакомы с методикой Домана, уточню, что книга сделана для практики чтения дошкольниками. На одной страничке текст — на другой картинка. Для распечатывания используется функция 2 странички на 1 листе.
Учим время на практике
Книгу Шалаевой мы читали постепенно, в первый день прочли о том какие бывают часы и рассмотрели имеющиеся. Во второй день о циферблате и стрелках. И вот когда мы дошли до определений “ровно час”, “половина часа”, главными нашими помощниками стали наши часики с крутящимися стрелочками и рабочая тетрадь Кумон “Учимся определять время. Час и полчаса”.
Подробное описание рабочей тетради можно прочитать в статье Учимся определять время.
Изучаем циферблат: часовая и минутная стрелки
Учим время на часах начиная с циферблата. Из книги мы узнали что такое циферблат, какая стрелка минутная и какая часовая, как передвигаются стрелки.
Рассказываем, что круг в центре часов называется циферблатом. На него нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, потолще, двигающаяся медленно. Когда она совершит один круг по циферблату, то проходит двенадцать часов. Эта стрелка называется часовой.
Стрелка часовая
Идет за часом час,
Не спеша, не отставая,
И ведет с собою нас.
У часов есть еще одна стрелка — минутная. Она длиннее, тоньше часовой и движется быстрее. Чтобы показать один час, минутная стрела должна пройти все 12 цифр, в то время как часовая всего лишь передвинется от одной цифры к другой.
Минутная стрелка —
Ты часовой сестра.
Минутная стрелка —
Длинна ты и быстра!
Отсчитывать минутки —
Это ведь не шутки!
Здесь нам очень пригодились наши покупные часики с передвигающимися стрелками. Одно дело посмотреть картинки в книге, другое самостоятельно выставить стрелочки. Данная модель двусторонняя: с одной стороны можно учить часы и минуты, с другой рисовать стрелки самому. Что позволяет взрослому понять, на сколько усвоен материал.
Похожие варианты есть здесь.
Если вы занимаетесь с маленьким ребенком, то очень советую обратить внимание на книги с часами. В них есть текст с картинками, который увлечет малыша и встроенные часы с подвижными стрелками.
Сказка про стрелки циферблата
Дети прекрасно усваивают информацию через сказку, так что учим время с этой замечательной мини-сказкой. Рассказывать лучше по памяти, держа в руках часы и показывая все действия персонажей.
Жил-был часовой король. Правил он своим круглым часовым королевством, где жили двенадцать часовых подданных. Король был серьезный и недоверчивый — уж очень он сильно беспокоился, все ли его подданные цифры на месте, не ушел ли кто в другое королевство.
Служили королю два помощника — стрелки Тик и Так. Тик был высокий, худой и шустрый. Ему не стоило никакого труда оббегать всех жителей королевства за один час. Так — низкий, толстенький, неторопливый. Он медленно, тяжело дыша, шел от дома к дому и тратил на свою работу целый день или двенадцать часов. Тик и Так иногда встречались, но ненадолго — Тику не терпелось первым доложить королю о том, что всё в порядке поэтому пожав руку Така, он быстро бежал во дворец.
Физкультминутка о стрелках
Проводя физкультминутку выполняй все движения о которых говорится в стихотворении. Учимся определять время не сразу, это достаточно долгий процесс. Если вы будете проводить эту физкультминутку несколько раз, то ребенок обязательно выучит стихотворения наизусть. Попросите его произносить слова вместе с вами.
Вслед за стрелкой часовой,
Не спеша, пойдем с тобой.
Тик-так, тик-так —
Мы идем за шагом шаг!
Тик-так, тик-так,
Шаг-шаг, еще шаг!
А теперь, ускоряем шаг, побежали за стрелкой минутной. Бежим по кругу и проговариваем:
За стрелкой минутной
Мы быстро бежим,
Мы очень торопимся,
Очень спешим!
Минутную стрелку
Хотим мы догнать.
Минутка, минутка,
Минутка опять!
А теперь, вместе махнем правой рукой по часовой стрелке и проговариваем:
Дружно махнем
Правой рукой
Мы по стрелке Часовой!
Снова возьмемся за руки и не спеша идем против часовой стрелки, проговаривая:
Против стрелки часовой
Начинаем мы движенье,
Теперь знаем мы с тобой
Это направленье!
Обсуждение вопросов для понимания времени
- Сколько часов в сутках?
- На какие две части можно разделить сутки?
- На какие четыре части можно разделить сутки?
- Какое время суток самое светлое?
- Какое время суток самое темное?
- Расскажи что ты, делаешь утром, днем, вечером и ночью?
Александр прекрасно справился со всеми вопросами, чем удивил меня. Я радовалась его ответам как ребенок.
Плакат с распорядком дня своими руками
Очень важной частью нашей жизни стал распорядок дня, которого мы всегда придерживались. Но теперь, когда учим время, он у нас наглядно висит на стене. Плакат очень большой на двух листах ватмана, я хожу и любуюсь им.
Для изготовления плаката своими руками, я сделала фотографии сына в моменты, которые отображаются на нем. Как вы понимаете, ребенок прекрасно ассоциирует происходящие действия с собой:
- Просыпается: пьет молоко;
- умывается и чистит зубы;
- завтракает любимой кашей;
- готов к выходу в детский сад;
- обедает после детского сада;
- тихий час: пьет молоко;
- ужин;
- купание в ванне;
- пижама одета: молоко, сказка, поцелуй.
Учим время на часах по мультфильмам
На этом этапе нам в помощь подошли прекрасные мультфильмы. Думаю, что Шишкину школу любят и знают все дети, именно их мультики более наглядно объясняют данную тему.
Шишкина школа Определяем время по часам: часть 1
Шишкина школа Учим время на часах: часть 2
А еще мы с Александром выучили вот такую коротенькую и ритмичную песенку про часы “Тик-так”.
Часы из природных материалов: творческая работа
К творческим занятиям можно отнести – совершенно незапланированные часы из природных материалов. Мы гуляли по парку, где Александр подняв две палочки, стал выставлять ими время.
– Мама, смотри, это семь часов, а это четыре!
Придя домой я достала имеющиеся материалы: желуди, шишки, солому, семена акации и те самые палочки найденные ребенком. Пенопласт правда был немного пострадавший, но мы же не на выставку делали работу . Александр помогал скреплять желуди, раскладывать материалы по местам. Сама я наносила горячий силикон, а он придавливал материалы куда нужно.
Учим время на часах с римскими цифрами
Когда мы занимались по книге Галины Шалаевой, нам встретились часы с римскими цифрами и даже совсем без цифр. Уверена, что это сделано, на последних страницах книги, для того, чтобы проверить если ребенок смог запомнить расположение цифр на циферблате. Но Александр сразу заинтересовался, что это за цифры такие и почему они другие? Нам пришлось достать книгу “Цифры и числа” из серии “Зачем? Отчего? Почему?”, в которой этот вопрос объясняется достаточно наглядно.
Вот такое объяснение получилось из палочек Киюзинера. Самое интересное, что Александр из моего объяснения уловил суть сразу. Когда я выкладывала 4, 5, 6 объяснила ему, что палочка слева, когда число меньше и палочка справа, когда оно больше. Александру не терпелось попробовать самостоятельно, поэтому я положила десять, а он сам выложил девять и одиннадцать. Скажу вам по секрету, что я встречала взрослых людей, которые путались в римских цифрах, а детям оказывается они даются так легко .
Ну не останавливаться же на объяснении без практики. Опять же незапланировано получились вот такие часы с римскими цифрами. В течении вечера ребенок выкладывал их разные модели.
Вот так уважаемые читатели, мы учим время на часах. Надеюсь, что в моей статье вы нашли для себя нужную информацию. Самое главное — это конечно иметь интерес ребенка к данному вопросу. И если вы увидели его в более раннем возрасте, чем обычно вводится объяснение часов, то не бойтесь дать малышу то, что так сильно его интересует. Мой ребенок этому подтверждение. Буду рада если вы поделись статьей в соц. сетях используя кнопочки ниже.
Вам также будет интересно:
Как играть в математику с палочками Кюизенера
Игральная математика для дошкольников
Настольные и подвижные игры по математике
Тетради Кумон чтобы ребенок учил время на часах
Алла
Вы оба – умнички! Начнём и мы потихоньку. Мои дети пока только любят послушать тиканье часов возле ушка (мальчику 5, девочке 3 года), но про время говорю: уже 9 часов, пора готовиться ко сну и т.д.
Viktoria Soldatova
Алла, спасибо большое за умничек . Вот и у нас так возник интерес к часам и времени, когда говорила, что вечерний мультик смотрим в восемь часов. А когда это восемь часов? Естественный вопрос возникает у ребенка. Когда напоминала идти в постель пораньше, так как завтра просыпаться в шесть утра. И ребенок опять обращает на это внимание, и т.д. Алла, вы на правильном пути, а больше всего мне нравится, когда после понимания часов ребенок начинает контролировать соблюдение режима самостоятельно. Ведь ему так хочется показать близким, что он может определить время по часам .
Юля
Так здорово развернули тему, очень интересно! Как мне понравился плакат, тоже теперь хочу такой сделать и любоваться. Жаль, что книги Часы и часики сейчас нет в озоне. Виктория, как вы считаете с какого возраста можно уже обучить времени?
Viktoria Soldatova
Юля, рада что вам понравился пост, уверена, что плакат распорядка понравится и вам, и вашей девочки. Дети любят следить за соблюдением режима, удивительно, но факт . Время можно изучать, когда у ребенка появляется интерес к часам, циферблату, стрелкам. Это может произойти в разном возрасте. Нужно помнить, что тема времени обширная, и начинать её стоит с таких понятий как времена года, дни недели, части дня, сезоны. Когда ребенок усвоит всё это и проявит интерес к часам, вот тогда можно приступать к их изучению .
Екатерина
Это то, что нам нужно! Спасибо, Вика!
Viktoria Soldatova
Ооо, вы уже часы изучаете! Катюша, знаю что ты и сама мастерица на выдумки, но надеюсь, что что-то интересное из наших занятий все же подобрала для Арсения.
Антонина
Виктория! Ваш сайт вдохновляет на подвиги! Сегодня с утра с внуком делали опыты с содой и уксусной кислотой. Скачала материалы по цветным морям!!! Теперь и на часы смотрю. Жаль, что этой книги в Лабиринте не было.
Viktoria Soldatova
Антонина, мне очень приятно, что вы находите столько полезной информации у меня на блоге для занятий с внуком . Я честно сказать уже сейчас подумываю о моих занятиях с внуками. Муж надо мной смеется напоминая, что Александру еще нет 6 лет. Но я собираю наши детские книги для внуков, храню у себя на блоге записи с занятиями, которые затем будет легко перечитать по возрастам, вспомнить и воплотить.
Книг Г.П Шалаевой не было в продаже даже тогда, когда я писала эту статью. Сама успела купить всего 2 книги, при этом вторую “Часы и часики” я ждала 2 недели по предоплате. Литература данного автора мне симпатизирует легким уровнем подачи, который идеален для дошкольников. Антонина, попробуйте поспрашивать в книжных магазинах вашего города, может быть где-то на складе остались.
Анастасия
Когда будем учить время, воспользуюсь обязательно! Столько интересного оказывается можно сделать с ребенком для понимания часов. Спасибо, всё понравилось .
Viktoria Soldatova
Настя, как хорошо, что занятия с ребенком по определению времени тебе понравились. Мне будет очень приятно если пригодятся тебе с дочкой .
Лиза
Виктория, у вас получилась целая мини-энциклопедия, как развить у ребенка чувство времени и познакомить его с часами! Больше никуда и идти не нужно – все разложили по полочкам! Просто супер класс!
Viktoria Soldatova
Спасибо Лиза, я всегда стараюсь донести тему до ребенка, разворачивая ее со всех сторон. Так у нас во всех занятиях пропускается материал по визуальному, аудиальному, тактильному каналам. Где-то мамина фантазия срабатывает лучше, что-то дорабатываем потом, но в общем Александр воспринимает информацию на 98-100%.
Антонина
Очень полезная статья, спасибо в очередной раз . Старшей дочке как раз 4 годика, и я уже в процессе изучения с ней времени. Сейчас рисую плакат для нее с числами, месяцами, днями недели, часами, временем суток и т.п. Чтобы отмечать, какой сейчас день, потому что тоже очень актуально. Ваша информация как нельзя кстати,так что при изучении будем использовать и ваш опыт в этом направлении.
Viktoria Soldatova
Антонина, мне очень приятно, что вы нашли у меня в статье полезную информацию . Мы тоже начинали с времен года, месяцев дней недели. Без знания базовых данных конечно не стоит переходить к изучению времени на часах.
Светлана
До понятия времени нам еще вырасти надо, но очень познавательно. Возьму на вооружение – в будущем пригодится.
Viktoria Soldatova
Светлана, спасибо что заглянули. Буду рада если наши материалы и наработки по изучению времени на часах, вам пригодятся .
Дмитрий
За один круг часовой (12) минутная пройдет 12 раз, а не 60.
Viktoria Soldatova
Спасибо Дмитрий, действительно описалась, всё исправила.
Екатерина
Какая интересная и познавательная статья. Нам с ребенком очень сложно давалось изучение времени на часах. Как жалко, что Вашу статью нашла только сейчас. Она бы нам очень пригодилась. Но думаю, мы повторим, сыну будет полезно. Спасибо за материал.
Viktoria Soldatova
Да, детки разные. Если честно, меня мой сынок удивил таким рвением и интересом к часам в свои 3 года. Екатерина, при систематических занятиях, пусть это будет 5-10 минут в день, вам удастся закрепить навык, довести его до автоматизма. Удачи!
Татьяна
Виктория, Вы так интересно все написали! Изучение часов с дочерью у нас прошло как-то само собой. На игрушечных часиках она быстро все поняла в 6 лет. Внучке сейчас 4 года. К часам уже проявляет интерес. На электронных часах ей понятны цифры, так как считает до ста легко. А вот со стрелками не все так просто. Воспользуемся Вашими советами! У Вас очень интересный блог! Будем заглядывать!
Светлана
Книги Шалаевой нам тоже очень нравятся, спасибо за рекомендацию Виктория, мне удалось приобрести нашу в книжном магазине. Моей дочке полюбилась физкультминутка, мы с ней ходили и догоняли друг друга. Также составили расписание с фотографиями. Спасибо Вам большое за такой подробный рассказ о том как выучить время на часах с маленьким ребенком.