Мы с сыночком занялись оттачиванием произношения и правильного употребления слов на русском языке. Это одна из малых долей того чем мы занимаемся, но думаю, что многим родителям пригодится наш опыт. Мама лучший логопед для своего ребенка, к тому же бесплатных логопедов я еще не видела.
Развитие и коррекция речи с детьми 2-4 лет
Программы по которым мы занимаемся с ребенком 2 лет 10 месяцев, есть в Ютубе, я их все просмотрела и выбрала те, которые подходят именно нам. Вы же если заинтересуетесь, должны будете выбрать те, которые нужны именно вашему ребенку. К сожалению эти видео можно брать только как пример для занятий, подготовкой же материалов нужно заниматься самостоятельно. Для начала я переписала текст разговора к занятию логопеда с ребенком, затем подобрала нужные картинки и даю по 1 занятию в день. Сегодня я поделюсь с вами тремя презентациями. Вам нужно будет прочитать текст, распечатать текст и картинки, вырезать картинки и провести занятие. Все ссылки даю внизу.
Тренируем звук Р
Мама говорит – ребенок повторяет за ней:
ря, ря, ря
ре-ре-ре
ри-ри-ри
ру-ру-ру
рё-рё-рё
арь-арь-арь
орь-орь-орь
урь-урь-урь
ирь-ирь-ирь
ря-ря…ря,ря,ря
ри-ри…ри,ри,ри
ре-ре…ре,ре,ре
ря,ря,ря…ря-ря
ру,ру,ру…ру-ру
Картинки, называем слова смотря на картинку. Сначала произносит мама, затем ребенок:
Репка, редиска, рюкзак, ребёнок, рябина, ремень, речка, решётка, снегирь, календарь, царь, якорь, букварь, сухарь, дверь, стрекоза, кастрюля , брюки, грибы, матрёшка, погремушка, стрела, кресло, берёза, тарелка, черепаха, орехи, ящерица, орёл, сирень, аквариум.
Картинки для всех слов есть в наличии для скачивания, для образца даю несколько для наглядности.
Тренируем единственное и множественное число
Теперь мама называет слово там где 1 предмет, а ребенок там где их много:
Гриб – грибы;
Курица – курицы;
Редиска – редиски;
Крючок – крючки;
Якорь – якоря;
Ребенок пересчитывает предметы на картинках произнося число с названием предмета (1 курица, 2 курицы и т.д.)
Составление предложение с правильными окончаниями
Мама произносит фразы, ребенок их повторяет:
Варить варенье;
Жарить грибы;
Подарить ирисы (цветы, соответственно ударение);
Парить репу;
Рассыпать рис;
Рисовать сирень.
Составление предложений по картинкам
Мама называет несколько слов, а ребенок с ними должен придумать предложения.
Пример: погремушка, с, ребенок, сидит. – Ребенок сидит с погремушкой.
Или: ребенок, ковер, сидит, погремушка, на, с. – Ребенок с погремушкой сидит на ковре.
На, цветы, рвать, девочка, луг. – Девочка рвет цветы на лугу.
Поливать, из, грядку, девочки, лейка . – Девочки поливают грядку из лейки.
Я немного переживала за это упражнение, но Александр справился достаточно хорошо. Затем с моей небольшой помощью, он составил 3 варианта предложения на каждую картинку.
Склонение
Мама говорит первую фразу, затем называет только местоимение, а ребенок продолжает фразу.
Я рисую репку;
Ты рисуешь репку;
Он рисует репку;
Она рисует репку;
Они рисуют репку;
Мы рисуем репку;
Вы рисуете репку.
Здесь Александр не совсем понял что именно я от него хочу, поэтому для наглядности я написала предложение на доске, ниже местоимения и просто просила его читать местоимение и менять предложение. Приятным сюрпризом для меня было, что Александр не допустил ни одной ошибки во время этого задания. Но иногда в разговоре, особенно когда торопится, может употребить не правильное склонение. Уже в течении недели мы практикуем склонение трёх предложений в день. Это занимает три минуты времени, но сколько пользы! Если я слышу в течении дня от ребенка неправильное склонение, то сразу записываю слово на доску, а после, когда занимаемся я придумываю предложения именно с этими словами.
Короткие стихотворения: повторяются за мамой
Малые ребятки,
Они играют в прятки.
Марина и Арина несут в руках корзину.
Гренки Гарик ел с вареньем
Рано утром в воскресенье.
Тридцать три старушки в ряд тараторят, тарахтят.
Боря Ире даст ириску,
Ира Боре барбариску.
Учим различать звуки по силе, тембру, высоте
Развитие фонематического слуха поможет ребенку правильно произносить слова и избежать ошибок при чтении и письме.
В нашей сказке живут 3 медведя: папа медведь, мама медведь и маленький медвежонок (имена медведям можно давать в зависимости с какой версией сказки знаком ребенок).
Папа медведь большой и он говорит грубым, низким голосом;
мама медведица говорит обычным, средним голосом;
а маленький Мишутка говорит высоким, тоненьким голосом.
У них в гостях была Маша, съела еду из каждой тарелочки:
Помяла простынки на каждой кровати, когда ложилась на них:
Посидела на каждом стуле и сломала маленький стульчик:
Вернулись домой медведи из леса и увидели, что дома у них беспорядок.
Папа медведь спрашивает: “Кто ел из моей тарелки?”
Мама медведица спрашивает: “Кто ел из моей тарелки?”
А Мишутка спрашивает: “Кто ел из моей тарелки и всё съел?”
Мама предлагает попробовать ребенку сказать как спросил папа медведь, мама медведица и маленький медвежонок.
Тоже самое делаем со стульями.
Папа медведь спрашивает: “Кто сидел на моем стуле?”
Мама медведица спрашивает: “Кто сидел на моем стуле?”
А Мишутка спрашивает: “Кто сидел на моем стуле и сломал его?”
Ребенок повторяет за мамой все фразы подбирая тембр голоса.
А потом они пришли в спальню и тоже очень удивились.
Папа медведь спрашивает: “Кто спал в моей постели?”
Мама медведица спрашивает: “Кто спал в моей постели?”
А Мишутка взглянул на свою кроватку и увидел там Машеньку. Медвежонок закричал: “Вот она, ловите её!”
А Машенька убежала далеко-далеко от медведей.
Мама убирает всех медведей, тарелки, стулья и кровати. Достает лестницу.
Маша шагала по лесенке и пела песенки: ля, ля, ля, ля, ля – вверх; ля, ля, ля, ля, ля – вниз.
Ребенок старается пропеть сам меняя тембр голоса и переставляя Машу по ступенькам. Затем мама может пропеть верхнее “ля” и нижнее “ля” , чтобы ребенок понял на какую ступеньку нужно поставить Машу.
Понимание и практика “тихо-громко”
Давай посмотрим как гудит паровозик, предлагает мама: ту-ту. Если паровоз далеко, то мы его почти не слышим, он гудит тихо “ту-ту” – ребенок повторяет тихо за мамой. А если он к нам приближается, то он гудит всё громче и громче “ту-ту” – ребенок повторяет громко за мамой. Повторить несколько раз.
Звук ещё может нарастать, кладем ладошки вместе, когда они рядом звук тихий, разводя ладошки звук нарастает. Теперь наоборот, руки расставлены и “ловим большой звук” соединяя ладошки и уменьшая звук.
Давай теперь попробуем показать высокий звук и низкий. Высокий звук (показываем пальцем вверх) “Ааа” . Низкий (показываем вниз) “Уууу” . Теперь ребёнок сам делает. Далеко (тихо) “Аааа” , близко (громко) “Аааа” . То-же самое с высоко-низко. Повторить с ребенком несколько раз в игровой форме.
Местоимения мой, моя, моё, мои
На первом занятии первое словосочетание должна показать мама как образец, затем ребенок старается составить словосочетания сам.
Мама: Посмотри пожалуйста к нам в гости пришли мальчик и девочка. Мальчик про свои картинки будет говорить МОЙ, а девочка про свои картинки будет говорить МОЯ. Называй пожалуйста картинку и клади её мальчику или девочке.
Ребенок в принципе может положить замок и девочке и мальчику, также как и бабочку. В картинках, относящихся к определенному полу, ребенку можно подсказать кому они принадлежат.
Ребенок: Мой замок, моя лента, мой дом, моя бабочка, моя пирамидка, мой ремень, моя сумка, мой мяч.
Мама: А это к нам пришло Груффало (я заменила слово чудовище), оно про свои картинки будет говорить МОЁ. Помоги ему пожалуйста выбрать только его картинки.
Картинки: моя ваза (не подходит), моё перо, моё дерево, моё мыло, моё пальто, мой зонт (не подходит).
Мама: А теперь к нам в гости пришел снеговик. Помоги пожалуйста снеговику назвать все картинки правильно.
Ребенок: моя шапка, мой шарф, моё ведро, моя шуба, моя снежинка, мои варежки, мои перчатки, мои снежки.
Мама: И последнюю картинку я тебе покажу, здесь целая семья – мама, папа и ребенок. Как они скажут про свои вещи?
Ребенок: это наш дом, это наша машина, это наша корова, это наш гусь, это наши деньги (сокровища), это наше кресло.
Итак, в возрасте два года и десять месяцев Александр научился хорошо склонять глаголы и употреблять местоимения. Как я написала выше, когда он торопится что-то рассказать, может допустить ошибку в склонениях, но в наших занятиях уже на протяжении недели, он абсолютно все предложения склонял правильно. Из этого не следует, что мы закончили развитие и оттачивание русского языка. Рассказ по картинке, употребление новых оборотов речи, всё это мы будем продолжать усовершенствовать и дальше. Я очень довольна результатами проведенной работы с ребенком, такое ощущение, что он впитал русский язык на все 100%. Даже к таким нераспространенным для нашего места жительства словам, как пальто и шарф, он подобрал не задумываясь правильные местоимения.
Скачать материал бесплатно. В файлах находится весь текст для этих трёх занятий вместе с картинками.
Вам также будет интересно:
Игра или артикуляционная гимнастика?
Наши успехи речевого развития к 3 годам
А также наша рубрика Дети билингвы
TatianaRomero
Виктория, спасибо огромное! Половиной мы сейчас занимаемся (я тебе писала что Икерь бунтует и мало говорит по русски), по первому занятию я даже карточки заказала, жду. Информация бесценна! За канал отдельное спасибо!
Viktoria Soldatova
Татьяна, мне очень приятно, что мой труд полезен другим мамам. Ещё можно посмотреть вот это видео. Им со мной поделилась одна из мам, мне очень понравилось, думаю, что для возраста Икеря оно идеально подходит. Удачи в занятиях.
TatianaRomero
Уххх! Сейчас гляну видео,мы уже опробовали твой материал. Знаешь какой огромный плюс? В отличии от книг(по твоим рекомендациям у нас штук 5 логопедических и мы по ним практически каждый день занимаемся). Занятия занимают минимум времени и картинки которые висят на стенах(я повесила на стену), стимулируют интерес,то есть Икерь периодически к ним подходит. С книгами у нас есть проблема, если лежит одна из логопедических на виду, больше Икерь практически ничего не хочет читать, кроме нее. Поэтому для того чтобы читались все остальные мне приходится прятать эти. Еще раз спасибо!
Viktoria Soldatova
Очень рада, что Икерь так любит логопедические занятия, наверно потому, что все они в книге представлены в игровой форме. Другими словами, ребенок не просто слушает сказку, а играет в нее.
Очень хороший ход повесить карточки на стену, я всегда так делала, когда Александр был младше. И как ты помнишь, в моем посте Организация материалов в детской комнате и не только, я делала акцент на том, что дети всегда с большим интересом реагируют на то, что находится перед их глазами.
Елена
Виктория, спасибо за статью! Дочке 2 года 8 месяцев и некоторые звуки не выговаривает, тоже активно играем в логопедические игры!
Viktoria Soldatova
Елена, у меня Александр почти до четырёх лет оттачивал произношение. Я перед новогодними праздниками просматривала его видео прошлого года, где он рассказывает стихи и поразилась какая огромная разница в произношении произошла за этот год! Это замечательно, что вы с Ариной занимаетесь, уверена что пройдёт немного времени и вы сами почувствуете разницу в произношении дочки.